|  Я первый скульптор, которому довелось оказаться внутри камня.© Хулио Кортасар
 
 Я беру камень и отсекаю всё лишнее.
 © Микеланджело Буонарроти
 
 1
 
 Деревья лысели.
 Птицы летели на север.
 Жатва обирала посевы.
 В дома возвращались семьи.
 Мир пустел.
 Ты одна.
 Ты одна могла быть всем.
 Всеми.
 
 Когда руки гладили глину
 или
 твои волосы длинные
 цвета оникс,
 что легли на
 ладони,
 я изучал природу их линий:
 искусство таилось в каждом извиве.
 Ты одна
 могла слезами заменить ливень,
 а смехом – рай,
 а смертью – мрак,
 а шутками о Перпетуум-мобиле –
 Перпетуум-мобиле.
 Ты одна могла быть всем.
 Но только для меня.
 
 2
 
 Как же ноябрь напоминает апрель,
 в частности, творческим забвеньем.
 Даже Бог переставал скорбеть
 и на минуту останавливал время:
 когда я брал в руки скарпель,
 любой камень раздавался пеньем.
 
 За окном начиналась эпоха потерь –
 осенью погибает любой сангвиник.
 Точно так листком падает Бог на постель
 и не может встать, маясь ангиной.
 Я беру его тело, чтобы тихо раздеть
 и на ватмане отобразить мелком сангины.
 
 Любая женщина променяет себя на стихи.
 Сложнее сломить Бога занять нужную позу.
 Со всеми его дефектами справляется мастихин,
 в конце концов – он всего лишь воздух,
 и именно этим он меня восхитил.
 Высечь из глыбы Ничто – это не так-то просто.
 
 Я пытаюсь ужиться с камнем, стать им.
 Чем меня меньше – тем ему легче.
 В прессе обо мне появились статьи,
 мол, безумный, не скульптор – лепщик.
 Я плевал. Мне с ума уже не сойти.
 Эта глыба и руки – вот все мои вещи.
 
 3
 
 Мертвый Брюгге хранил лебедей.
 Дома у воды толпились, терлись плечами.
 Заблудший домовый сыч талдычил: быть беде, быть беде,
 быть беде.
 И печали.
 
 Постепенно валун обретал черты
 сначала схемы, потом скелета,
 потом откололось ребро.
 И появилась ты.
 Как ювелир-анатом я тебя исследовал.
 
 Выкупав тебя в росе,
 на животе высек латынью орнамент:
 «Mea matris, mea filia, meum amor»*
 Ты одна. Ты была для меня всем.
 Я был для тебя тем, чем был для меня мой камень.
 
 Который несовершенство терял в полноте.
 Я убирал лишнее,
 грамм за граммом.
 А когда он стал размером с ладонь,
 я похолодел,
 поняв, что моя скульптура – за гранью.
 
 Мертвый Брюгге встречал туман,
 сквозь который шли люди, как грустные камни.
 Лишь тогда осознал,
 кáк мир нещадно мал,
 когда перед Ничто я стоял с пустыми руками.
 
 *Моя мать, моя дочь, моя любовь.
 
  Я первый скульптор, которому довелось оказаться внутри камня.© Хулио Кортасар
 
 Я беру камень и отсекаю всё лишнее.
 © Микеланджело Буонарроти
 
 1
 
 Деревья лысели.
 Птицы летели на север.
 Жатва обирала посевы.
 В дома возвращались семьи.
 Мир пустел.
 Ты одна.
 Ты одна могла быть всем.
 Всеми.
 
 Когда руки гладили глину
 или
 твои волосы длинные
 цвета оникс,
 что легли на
 ладони,
 я изучал природу их линий:
 искусство таилось в каждом извиве.
 Ты одна
 могла слезами заменить ливень,
 а смехом – рай,
 а смертью – мрак,
 а шутками о Перпетуум-мобиле –
 Перпетуум-мобиле.
 Ты одна могла быть всем.
 Но только для меня.
 
 2
 
 Как же ноябрь напоминает апрель,
 в частности, творческим забвеньем.
 Даже Бог переставал скорбеть
 и на минуту останавливал время:
 когда я брал в руки скарпель,
 любой камень раздавался пеньем.
 
 За окном начиналась эпоха потерь –
 осенью погибает любой сангвиник.
 Точно так листком падает Бог на постель
 и не может встать, маясь ангиной.
 Я беру его тело, чтобы тихо раздеть
 и на ватмане отобразить мелком сангины.
 
 Любая женщина променяет себя на стихи.
 Сложнее сломить Бога занять нужную позу.
 Со всеми его дефектами справляется мастихин,
 в конце концов – он всего лишь воздух,
 и именно этим он меня восхитил.
 Высечь из глыбы Ничто – это не так-то просто.
 
 Я пытаюсь ужиться с камнем, стать им.
 Чем меня меньше – тем ему легче.
 В прессе обо мне появились статьи,
 мол, безумный, не скульптор – лепщик.
 Я плевал. Мне с ума уже не сойти.
 Эта глыба и руки – вот все мои вещи.
 
 3
 
 Мертвый Брюгге хранил лебедей.
 Дома у воды толпились, терлись плечами.
 Заблудший домовый сыч талдычил: быть беде, быть беде,
 быть беде.
 И печали.
 
 Постепенно валун обретал черты
 сначала схемы, потом скелета,
 потом откололось ребро.
 И появилась ты.
 Как ювелир-анатом я тебя исследовал.
 
 Выкупав тебя в росе,
 на животе высек латынью орнамент:
 «Mea matris, mea filia, meum amor»*
 Ты одна. Ты была для меня всем.
 Я был для тебя тем, чем был для меня мой камень.
 
 Который несовершенство терял в полноте.
 Я убирал лишнее,
 грамм за граммом.
 А когда он стал размером с ладонь,
 я похолодел,
 поняв, что моя скульптура – за гранью.
 
 Мертвый Брюгге встречал туман,
 сквозь который шли люди, как грустные камни.
 Лишь тогда осознал,
 кáк мир нещадно мал,
 когда перед Ничто я стоял с пустыми руками.
 
 *Моя мать, моя дочь, моя любовь.
 Смотрите также: |  |