«Полёты воздушных змеев». Композиция 59 для квартета сопрановых блок-флейт (1992)
Эта партитура написана по заказу одного из организаторов базельского фестиваля Конрада Штайнманна. Это был фестиваль, посвященный исключительно музыке для блок-флейт. Назывался он «Встреча Швейцарии с Восточной Европой. Международные дни новой музыки для блок-флейт».
Ну, так вот этот Штайнманн, он попросил написать как раз какой-нибудь блок-флейтовый ансамбль, и в результате у меня получилось это сочинение для четырёх сопрановых блок-флейт. Кстати говоря, культура блок-флейты на Западе очень высокая и этот инструмент невероятно популярен не только среди профессионалов, но и среди любителей…
В 92-ом году, когда я был в Винтертуре, он пришёл на мой концерт, ну, и с тех пор мы с ним и дружим. Это потрясающий флейтист, то есть с такой техникой, что просто удивительно. И кстати, он ещё собиратель редчайшей коллекции духовых инструментов. Его собранию может позавидовать любой музей.
Идея этого сочинения довольно простая — представьте себе какой-то праздник, когда в небо запускаются воздушные змеи — один, два, пять, десять и так далее, и там, высоко наверху они все летают. Собственно, вся моя программа и основана на этом натуралистическом сюжете — абсолютно натуральная программа и без всякой философии: быстрые восходящие пассажи по закорачивающимся длительностям — змеи взлетают, а потом — только постоянные ротации пяти хроматических ноток (Между «фа» и «ля» третьей октавы) — это их полёт в поднебесье, так сказать, и больше ничего нет. — Материал здесь развивается наподобие канона!? — Да, технически выполнено это как раз в виде элементарного канона, то есть написана одна партия для первого голоса и затем, с отставанием в несколько секунд, вступает второй голос, потом третий, четвёртый — и так от начала до конца. Единственное, что их отличает, так вот эти пассажики взлетающие, которые всё время немножко меняются в своей интервалике. — Но имитируется у вас только звуковой материал. — Конечно, потому что и штрихи в голосах, они разные, и ритм разный, и паузы разные, а ноты — да! — они повторяются, имитируются, то есть, есть только канон нот, а всё остальное у каждого исполнителя складывается произвольно. И конец, кстати, тоже произвольный у каждого блок-флейтиста — он у всех дан без определённой высоты звука, потому что все мои змеи улетают в какие-то невидимые дали…
Тембр блок-флейт очень симпатичный, хотя и пищащий немножко. Тут так задумано (вот даже есть специальная сноска в тексте), чтобы исполнители были расположены над публикой — на галерее, где угодно! лишь бы повыше это было — публика в зале как бы не должна знать откуда вдруг начинают доноситься звуки…
Премьера состоялась спустя полгода после написания. А игралось это в Базельской Музыкальной академии. Очень интересный фестиваль и очень большой. Причём на фестивале были представлены самые разные виды блок-флейт, вплоть до контрабасовых — выше человеческого роста, представляете!? Ну, и плюс к тому, были и даже новые для меня тембровые моменты, очень неожиданные и приятные — это же всё нетемперированные инструменты, и их звуки не всегда ложатся в темперированную полутоновую шкалу, а в отдельные моменты бывают иногда и свободные квази четвертитоновые…
Получилось всё неплохо. Реакция, в общем, хорошая была с разных сторон и исполнители, кстати, были очень довольны — играли с явным энтузиазмом. Они расположились на балконе, над публикой — и это создало очень специфический эффект: звуки лились прямо «с неба». Это сочинение хорошо бы в Рахманиновском зале исполнить, где можно расположить исполнителей не только наверху и по периметру, но и в разных углах, и тогда получился бы даже особый квадрофонический эффект… "Flying Kites". Composition 59 for the quartet of soprano recorders (1992) This score was commissioned by one of the organizers of the festival Basel Conrad Steinmann. It was a festival dedicated exclusively to music for block flute. It was called "The meeting in Switzerland with Eastern Europe. International Days of new music for block flute. " Well, this one Steinmann, he asked to write just any block flute ensemble, and as a result I got this work for four soprano block flutes. By the way, the culture of the block flute in the West is very high, and this tool is incredibly popular, not only among professionals but also among the fans ... In the 92nd, when I was in Winterthur, he came to my concert, well, since we're friends with them. This stunning flutist, that is a technique that is simply amazing. And by the way, it is more a collector of rare collection of wind instruments. His meeting the envy of any museum. The idea of this work is quite simple - imagine a holiday, when the sky started kites - one, two, five, ten, and so on, and there, high up they fly. Actually, my whole program, and based on this naturalistic story - absolutely natural program and without any philosophy: rapid upward passages of shorting durations - snakes take off, and then - only constant rotation of five chromatic notes of (between "F" and "A" third octave ) - this is their flight in the sky, so to speak, and nothing more. - The material is developed like a canon !? - Yes, technically done it just as an elemental canon, that is written by one party to vote for the first, and then, with a lag of a few seconds, it enters the second voice, then a third, a fourth - and so from start to finish. The only thing that distinguishes them, and so they passazhiki soaring to all time little change in their intervalike. - But you only imitated the sound material. - Of course, because the voices and touches, they are different, and the rhythm is different, and different pauses, and the notes - yes! - They are repeated, imitated, that is, there is only a canon of music, and everything else, each artist develops random. And the end, incidentally, is also arbitrary each block flute player - he had all given without a specific pitch, because all my snake fly in some invisible gave ... Tone block flutes very nice, although a little squeaking. There are so conceived (that's even a special footnote in the text) that the performers were placed on the public - the gallery anywhere! if only it was higher - the audience in the hall as it does not have to know where suddenly begin to hear the sounds of ... The premiere took place six months after writing. And I play it in the Music Academy of Basel. Very interesting and very big festival. And on festival featured a variety of types of block flutes, down to the contrabass - taller than a man, can you imagine !? Well, plus the fact there were even new to me timbre moments, very pleasantly surprised - it's all untempered instruments and their sounds do not always fall in tempered gray scale, and in some moments are sometimes available quasi chetvertitonovye ... Everything turned out well. The reaction, in general, was good from different angles and performers, by the way, were very pleased - played with obvious enthusiasm. They are located on the balcony above the audience - and this has created a very special effect: the sound streamed directly "from the sky." This work would be good to perform Rachmaninov Hall, where the artists can be positioned not only at the top and on the perimeter, but also in different corners, and then the result would be even quadraphonic special effect ... | |