2 лекция.
Сегодня мы поговорим о том, что заставляет нас страдать в этом мире. Кто эти враги, которые не дают нам жить счастливо и спокойно? Может, это заговор какой-то? Но ни для кого не будет секретом, что основная причина большинства наших страданий ― это наши собственные дурные привычки. Вот они ― наши враги, и если уж с чем-то бороться в этом мире, так бороться именно с ними. Проблема дурных привычек так сильна, потому что они тянутся за нами из прошлых жизней. У наших дурных привычек очень длинный хвост. Мудрецы говорят, что мы очень давно ушли из духовного мира в мир материальный, ушли так давно, что в математике нет даже такой цифры, чтобы сказать, сколько времени мы уже здесь находимся, сколько жизней мы путешествуем по разным планетам, по разным формам жизни, воплощаясь то зайчиками, то белочками. И мы не просто путешествуем, мы путешествуем с очень тяжелым багажом, с огромными чемоданами наших дурных привычек ― это привычка жадничать, привычка завидовать, привычка гневаться и другие всевозможные гадости.
Известный мудрец Чанакья Пандит объясняет в Нитья-шастрах, трактатах, основанных на логике, что, упростив свою жизнь, избавившись от лишних желаний, можно найти очень много времени для активного духовного развития, а значит, и для своего собственного счастья. Великий парадокс материального мира состоит в том, что мы все реально хотим счастья, но времени на поиск счастья не выделяем… У нас есть время на все что угодно, но только не на поиск счастья. А если мы активно не ищем счастье, значит, мы активно ищем горе, и, как правило, его находим. Конечно, очень трудно избавиться от дурных привычек, но тот же самый Чанакья Пандит объясняет, что мы можем легко избавиться от дурной вещи, если получим взамен что-то явно лучшее. Потому перед нами стоит интересная задача ― задача отказаться от зависти, задача отказаться от жадности, от гнева, вожделения и гордости в обмен на Абсолютную Истину, которая состоит из вечности, знания и блаженства.
Абсолютная Истина ― это источник всего наслаждения. Это резервуар, который содержит ананду, все счастье, которое только есть. Когда вы попробуете хоть каплю счастья из этого резервуара, вы ощутите вечное блаженство. Тот, кто попробовал настоящее счастье, называется освобожденной душой. Освобожденные души находятся там же, где и мы, но не запутываются в материальном мире, не попадают под его влияние, не реагируют так сильно на материальные страдания. Шрила Прабхупада говорил, что полубогов, пришедших на землю, можно узнать по тому, что они ходят, не касаясь земли. Мы, конечно же, касаемся земли, и еще как касаемся, но у нас тоже есть свой шанс выйти из-под влияния материальных страданий. Как говорил Иисус: «можно жить в миру, но быть не от мира сего». Приводится пример цветка лотоса, который растет в озере, но находится над ним. Корни находятся на дне, в иле озера, но цветок ― над водой. Точно так же и наши стопы могут находиться в иле, на дне, но наше сознание может быть возвышенно в размышлениях об Абсолютной Истине. Это как раз то, чем мы сегодня с вами и занимаемся.
Мудрецы объясняют нам, что найти счастье не так уж и сложно. У нас это никак не получается вследствие оскорблений и неправильного использования формулы поиска счастья. Оскорбления не дают нам силы, чтобы избавиться от глупостей. Современный человек только и делает, что всех оскорбляет налево и направо. Но в результате 100 оскорблений человек становится профессиональным лицемером и обманывает всех и во всем, после 1000 оскорблений человек становится не способен избавляться от дурных привычек, а после 10 000 оскорблений человека просто тошнит от одной идеи духовного развития. Его бесит все, что связано с духовностью. Поэтому так важно следовать принципам культуры, культура защищает нас от оскорблений, и у нас появляется шанс почувствовать вкус к духовному развитию. Поэтому первый шаг на пути к Богу, первый шаг на пути к собственному счастью ― это дать себе обет никого и никогда не оскорблять.
А теперь нам интересна формула достижения счастья