Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 г. в Ирландии.
Первые десять лет его жизни были довольно счастливыми.
Он очень любил брата, очень любил мать и много получил
от нее -- она учила его языкам (даже латыни) и, что важнее,
сумела заложить основы его нравственных правил.
Когда ему еще не было десяти, она умерла.
Отец, человек мрачноватый и неласковый, отдал его в закрытую школу подальше от дома.
Школу, во всяком случае, первую из своих школ, Льюис ненавидел.
Лет шестнадцати он стал учиться у профессора Керкпатрика. В 1917 г.
Льюис поступил в Оксфорд, но скоро ушел на фронт, во Францию (ведь шла война),
был ранен и, лежа в госпитале, открыл и полюбил Честертона,
но ни в малой степени не перенял тогда его взглядов.
Вернувшись в университет, он уже не покидал его до 1954 г.,
преподавая филологические дисциплины. Льюис потерял веру в детстве,
может быть, когда молил и не умолил Бога исцелить больную мать.
Вера была смутная, некрепкая, никак не выстраданная; вероятно,
он мог бы сказать, как Соловьев-отец, что верующим он был,
христианином не был. Во всяком случае, она легко исчезла и не повлияла на его нравственные правила.
Позже, в трактате "Страдание", он писал: "Когда я поступил в университет,
я был настолько близок к полной бессовестности, насколько это возможно для мальчишки.
Высшим моим достижением была смутная неприязнь к жестокости и к денежной нечестности;
о целомудрии, правдивости и жертвенности я знал не больше, чем обезьяна о симфонии".
Помогли ему тогда люди неверующие: "я встретил людей молодых, из которых ни один не был верующим,
в достаточной степени равных мне по уму -- иначе мы просто не могли бы общаться,
-- но знавших законы этики и следовавших им". Когда Льюис обратился,
он ни в малой мере не обрел ужасного, но весьма распространенного презрения к необратившимся.
Скажем сразу, это очень для него важно: он твердо верил в "естественный закон" и в человеческую совесть.
Другое дело, что он не считал их достаточными,
когда "придется лететь" (так сказано в одном из его эссе -- "Человек или кролик").
Не считал он возможным и утолить без веры "тоску по прекрасному",
исключительно важную для него в отрочестве, в юности и в молодости.
Как Августин, один из самых чтимых им богословов, он знал и повторял,
что "неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе".
До тридцати лет он был скорее атеистом, чем даже агностиком.
История его обращения очень интересна; читатель сможет узнать о ней из книги "Настигнут радостью".
Занимательно и очень характерно для его жизни, что слово "joy" --"радость",
игравшее очень большую роль в его миросозерцании, оказалось через много лет именем женщины,
на которой он женился. Когда он что-то узнавал, он делился этим. Знал он очень много,
слыл даже в Оксфорде одним из самых образованных людей и делился со студентами своими познаниями и в лекциях,
и в живых беседах, из которых складывались его книги.
До обращения он говорил о мифологии (античной, скандинавской, кельтской),
литературе (главным образом средневековой и XVI в.). Он долго был не только лектором,
но и tutor'ом -- преподавателем, помогающим студенту, кем-то вроде опекуна или консультанта.
Шок обращения побудил его делиться мыслями обо всем том, что перевернуло его внутреннюю жизнь.
Он стал писать об этом трактаты; к ним примыкают и эссе, и лекции, и проповеди,
большая часть которых собрана в книги после его смерти. Писал он и полутрактаты,
полуповести, которые называют еще и притчами ? "Письма Баламута", "Расторжение брака",
"Кружной путь". Кроме того, широко известны сказки, так называемые "Хроники Нарнии",
космическая трилогия ("За пределы безмолвной планеты", "Переландра", "Мерзейшая мощь"),
которую относят к научной фантастике.